Алгоритм Калининград или персональный поиск Яндекс

Дорогие друзья, вот что нельзя отнять у Яндекса так это его креативности. 12 декабря 2012 года Яндекс запустил персональный поиск. Условно говоря, теперь у каждого пользователя своя выдача, основанная на его индивидуальных предпочтениях и интересах.

Алгоритм Калининград или персональный поиск на Яндекс

Новый алгоритм, который получил название Калининград, фактически переворачивает всё с ног на голову. Если раньше изменения относились лишь к отдельным факторам ранжирования, то теперь изменилась сама концепция этого процесса. Другими словами, основным фактором ранжирования в Яндекс стал сам пользователь. На мой взгляд, это реальный ответ Яндекса на граф знаний в Google.

Что такое персональный поиск Яндекс?

Согласитесь, на один и тот же вопрос всегда можно дать несколько ответов. Это обусловлено субъективным мнением и индивидуальными предпочтениями того или иного человека. Например, по запросу: «nevermind» - кто-то ищет перевод указанного слова, а кто-то альбом Nirvana. Персональный поиск Яндекс способен учитывать индивидуальные предпочтения и интересы пользователя для выбора наиболее подходящих для него ответов.

как различаются подсказки и результаты поиска для людей с разной поисковой историей

Другими словами, по одному и тому же запросу вы будете видеть ссылки на одни сайты, а ваш друг, брат, сват и т.д. уже на совсем другие. Такая же ситуация обстоит и с позициями сайта. Вы можете видеть свой сайт в топе, а ваш знакомый не найдёт его и в сотне, а то и тысяче.

Честно говоря, это больше похоже на кошмар SEO’шника. Или всё-таки сказку? На самом деле ситуация не столь уж и однозначна, как может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться дальше.

Как определяются предпочтения пользователя?

Понятно, что корректировка поисковой выдачи производится не без участия потусторонних сил, а точнее анализа поискового поведения пользователя. В частности, Яндекс смотрит, что человек спрашивает, на какие сайты заходит, на каком языке ему нужны ответы и т.д.

Честно говоря, такая ситуация несколько настораживает. Помните, всё, что вы делаете, может быть использовано не только для персонализации выдачи, но и против вас! Ниже я приведу несколько специально придуманных персонажей, демонстрирующих влияние предпочтений пользователей на поисковую выдачу.

Зоолог Николай Киновед Никита Меломан Юра

Если вы ещё не прониклись паранойей по данному вопросу, могу сказать вам - не авторизовавшись, вы не освобождаетесь от персонального поиска в Яндекс. Отключить его можно только авторизовавшись, или сбросив куки. Понятно и то, что обычный пользователь не будет рыться в настройках и что-то отключать.

настройка Персональные ответы в настройках Яндекс

Следовательно, у большинства пользователей выдача в Яндекс будет персонализированной. Таким образом, вместо 1250 вариантов региональной выдачи мы имеем несколько миллионов… или сколько там пользователей у Яндекса? По идее, такая нагрузка должна похоронить эту поисковую систему, но не будем спешить с выводами.

Какие запросы попадают под персональный поиск в Яндекс?

Следуете отметить, что если Яндекс не имеет истории поисковых запросов пользователя, то учесть его предпочтения он не сможет. Другими словами, персонализация выдачи включается только тогда, когда у Яндекса становится достаточно на вас компромата, а это около 10 запросов и 20 кликов по выдаче.

В среднем, Яндекс даёт персональные ответы на 75-80% запросов пользователя. Запросы, которые попадают в эту группу, у каждого пользователя свои, так же как и своя история поисков. Осталось лишь разобраться, а есть ли такие запросы, выдача для которых не может быть скорректирована предпочтениями пользователя? Думаю, что эта тема актуальна в ближайшее время и получит своё развитие.

А так ли страшен Яндекс алгоритм Калининград?

Влияние алгоритма Калининград на ситуацию в поисковой системе Яндекс сложно недооценить, но и переоценивать всё это не стоит. В том же Google поиск персонализирован уже достаточно давно. Пользователю достаточно несколько раз кликнуть на один и тот же сайт, для того чтобы он временно влетев в топ выдачи. Алгоритм Калининград имеет несколько иной принцип - он срабатывает не на отдельный запрос, а на весь тематический кластер, но суть от этого не меняется.

Ещё один интересный нюанс. На официальной странице персонального поиска в Яндекс приводится пример выдачи для двух пользователей с разными интересами:

сравнение персональной выдачи в Яндекс у двух разных пользователей

Обращаю ваше внимание на то, что в обоих случаях в выдаче присутствуют одни и те же сайты, хоть и на несколько разных позициях. С одной стороны, это позволяет Яндекс не делать персональный поиск слишком однообразным. С другой стороны, технические возможности поисковой системы не столь уж и велики. Незначительное изменение позиций в рамках запроса ещё допустимы, а вот что-то кардинальное – это перебор.

Советы по продвижению в Яндекс, с учётом нового алгоритма Калининград

Как вы видите, ничего страшного не произошло. SEO всё еще рулит! В тоже время, стратегия продвижения в Яндекс несколько изменилась. Основным приоритетом сейчас становится создание максимально широкого семантического ядра низкочастотников (НЧ). При этом желательно выбирать такие запросы, на которые не могли бы повлиять предпочтения пользователей.

Наиболее трудно станет пробиться в выдачу сайтам-новичкам. Здесь всё так же будут работать ссылки, но и заручиться доверием пользователей будет просто необходимо. В этом ключе достаточно неплохо смотрятся перспективы такого направления как SMO, а точнее его комбинация с SEO.

Рост влияния пользовательских факторов делает ещё более актуальными темы удержания пользователей. Я имею введу время пребывания пользователя на сайте, количество просмотров страниц, уровень отказов и т.д. Понятно, что для отслеживания таких параметров Яндекс может полагаться только на свой браузер, бар и естественно метрику.

Следует отметить и то, что усложнение продвижения в Яндекс может подтолкнуть владельцев некоторых сайтов к альтернативным решением. К таковым можно отнести продвижение по трафику, когда оплата идет за целевого посетителя (ЦП). Есть множество партнерских программ с оплатой за продажи, например, Admitad. Ну а при желании есть всё тот же консалтинг, это когда клиент платит за постоянную работу с сайтом.

Подводя итог выше изложенному хочу отметить следующее – Калининград это не конец света для SEO, а некий естественный отбор. Выживут только сильнейшие или СДЛ. Как-то так. На этом у меня всё. Спасибо за внимание. Удачи!

Twitter Facebook ВКонтакте Одноклассники Google+

9 комментариев:

Анна Шефер
Мдааа, только начала въезжать что такое SEO, теперь надо въезжать что такое низкочастотное сео. За статью спасибо:) как всегда хоть и много букв, но дочитала я его до конца.
Константин Кирилюк
Анна, это не столько статья, сколько новость и она будет полезна в первую очередь более продвинутым пользователям. Новичкам же стоит начать с понимания того что такое поисковая система, без этого никуда ;)
Надежда Хачатурова
Как хорошо, что у меня нет истории моего поиска в Яндексе. Отключен давно. Бесит он меня. И вообще предпочитаю пользоваться гуглом. Этот хоть понимает, что ищу, а яндекс ваще тупой. Пусть экспериментируют дальше. Зарплату надо же отрабатывать. Панику навели, как будто и правда конец света у сеошников пришел.
Константин, если серьезно, спасибо за статью. Очень все обстоятельно!
Ivan Shipilov
ну вот, теперь даже просто ссылку на блог не поставить...
Константин Кирилюк
2Ivan Shipilov: я разочаровался в человечестве, но лазейка для прямой ссылки всё таки осталась :) К слову, ещё один нюанс хорошего тона - не стоит флудить. А флуд это комментарии не по теме. Мы ж тут алгоритм Калининград решили обсудить. Вот что ты о нём думаешь?
arcatik
При средней стоимости на рынке продвижения НЧ запроса, и как сказано выше: "... расширенного ядра" - клиенту придется вывалить не маленькую сумму за продвижение. Опять же получая только целевых клиентов. Кто они "целевые клиенты" одному богу известно. Возьмем дизайнера которому в качестве материалов необходимы графические элементы и он в качестве наглядного пособия забивает низкочастотную фразу (например: "постельное белье белое +шелк"). Вроде бы казалось и запрос целевой, но на Ваш сайт попадает нецелевой клиент. Примеров привести можно уйму - так что продвижение трафиком отпадает.
Относительно продвижения ВЧ запросов я вижу ситуацию следующую. Все мы люди и все разные - у каждого формирование мыслеобразов свое, а следовательно и форма выражения в виде текста своя ("Тур по европе" и "туры дешево"). Вроде бы каждый желает приобрести путевку дабы получить эмоции, а забивает запросы по своему. Так что здесь я вижу целью продвижения только ВЧ запросов. Учитывайте и тот факт что сайты должны быть юзабельными и вызывающими доверие. Возможно сайт клиента и окажется в хит параде яндекса, но понравится ли он потенциальному клиенту, вопрос. Как бы то ни было, продвигая высокочастотку свою аудиторию поймать Вы всегда сможете...
Константин Кирилюк
2arcatik: тут вот в чём фишка - персональный поиск не совсем персональный. Практика показала, что достаточно ресурсоемкие решения это не для Яндекса. Фактически как были они шарашкиной конторой, так ей и остаются. Основной приоритет компании заработать бабло, а бизнес это для зарубежа. В общем, речь пока идёт о бантиках, которым рано или поздно наши матёрые сеошники найду своё применение имхо ;)
arcatik
Константин, они может и шарага, но все же, как показывает практика, это единственная коммерческая площадка в России, через которую можно давать рекламу. Выводя 95% запросов в гугл, в т.ч. и ВЧ отдача рентабельность от рекламы малая, нежеле при выводе 50% в ПС Яндекс.
Константин Кирилюк
Я сейчас скажу своё имхо, которое может и не соответствовать действительности... Аудитория у Гугла в рунете более продвинутая, а значит реклама в нём менее эффективна. Впарить легче через Яндекс. Другими словами, для отечественного баражизнеческого рынка Яндекс идеален... тем более, что выглядит он няшно X)
Отправить комментарий